Основополагающим таким навыком для успешной социализации и адаптации личности в быстро меняющемся мире становится функциональная грамотность.
Функциональная грамотность – это умение использовать приобретенные знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, которые считаются минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности в конкретной культурной среде.
Основными развивающими направлениями, формирующими функциональную грамотность школьников (согласно PISA), являются:
· читательская грамотность;
· естественно-научная грамотность;
· математическая грамотность;
· финансовая грамотность;
· креативное мышление;
· глобальные компетенции.
Основным критерием оценки качества образования является
не овладение обязательным минимумом содержания, а овладение системой учебных
действий: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических
задач. Расширяются
объекты оценки:
Формирование функциональной грамотности у учащихся через учебный предмет «Информатика» — это важная задача, которая включает в себя несколько ключевых аспектов:
1. Развитие цифровых навыков
Основы работы с компьютером: Учащиеся изучают операционные системы, основные программы (текстовые редакторы, таблицы, презентации) и их функционал.
Интернет и безопасность: Обучение правильному использованию интернета, навыкам поиска информации, оценке ее достоверности и основам кибербезопасности.
2. Критическое мышление
Анализ информации: Учащиеся учатся анализировать и интерпретировать данные, выявлять ключевые идеи и факты.
Решение проблем: Применение логического мышления для решения задач и нахождения оптимальных путей решения.
3. Проектная деятельность
Групповые проекты: Совместная работа над проектами помогает развивать навыки командной работы и коммуникации.
Практические задания: Реализация проектов, связанных с реальными проблемами, способствует применению знаний на практике.
4. Программирование
Основы программирования: Знакомство с языками программирования (например, Scratch, Python) помогает учащимся понять алгоритмическое мышление и развивать креативность.
Создание приложений: Практика в создании простых приложений или игр позволяет учащимся применять свои знания на практике.
5. Межпредметные связи
Интеграция с другими предметами: Применение информатики в контексте других предметов (например, использование статистики в математике или создание презентаций по истории) способствует более глубокому пониманию материала.
6. Оценка и самооценка
Рефлексия: Учащиеся учатся оценивать свои достижения и недостатки, что способствует их личностному и профессиональному росту.
Формативное оценивание: Использование различных методов оценивания (тесты, проекты, презентации) для отслеживания прогресса.
Заключение
Формирование функциональной грамотности через информатику требует комплексного подхода, который включает в себя развитие навыков работы с информацией, критического мышления и практического применения знаний. Это помогает учащимся не только в учебе, но и в повседневной жизни, делая их более конкурентоспособными в современном мире.
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий